Дороги Индии — правила выживания

Индия – густонаселенная страна с более чем миллиардным населением. При этом железнодорожное сообщение очень ограничено и несовершенно – хочешь не хочешь, а не очень богатому в общей своей массе жителю Индии приходится осваивать автомобильные дороги. Поэтому дороги Индии всегда многолюдны и заполнены транспортом под завязку. Туристу, приехавшему в Индию, и желающему увидеть все то, что увидеть стоит, не остается ничего другого как быть готовым к покорению и освоению дорог Индии.

Дороги Индии узки, замысловаты и не очень хорошего качества. Единственное исключение из этого утверждения – это платные индийские дороги. До европейских автобанов им далеко, но все же по ним можно проехать с вполне приемлемым комфортом. Стоимость платных дорог невелика. Все остальные дороги страны следует в прямом смысле покорять. Дороги Индии характеризуются нескончаемым плотным транспортным потоком, где, на первый взгляд, царит необъяснимый хаос. Правила дорожного движения, конечно же, существуют, но вот их соблюдение – это скорее миф, чем реальность. Дорожный поток едет по своим очень индийским правилам, где главное – понять, куда едет другой и кто кому должен уступить дорогу. Действовать стоит по принципу: «кто первее, тот и прав» или «у кого машина больше, тот и прав» — выберите нужное в зависимости от ситуации. Дорожные знаки – крайне редкое явление на дорогах в Индии. Да и, честно говоря, на них никто не обращает особого внимания.

Отдельного внимания заслуживают представители дорог, то есть – автомобили. Дороги Индии поражают многообразием видов и экзотичностью средств передвижения. Это и огромные местные грузовики, из которых во все стороны торчат какие-то тюки и трубы, и автомобильчики, удивляющие способностью вообще передвигаться – такой дряхлый и необычный у них вид. Велорикшы, велосипеды, мопеды, скутеры – мелочь, которая просто в невероятном количестве толчется на дороге. Все это едет на невообразимой скорости по совершенно незапланированной траектории. Кроме четырех и двухколесных представителей дорожного движения, в Индии обычным делом на дороге являются буйволы с повозками, буйволы целыми стадами, священные коровы, ослы, лошади, слоны, обезьяны. Последние запросто могут сидеть посреди дороги, при виде машины даже не пытаясь отбежать в сторону. Наверное, они в курсе, что ахимса (стремление к ненасилию) в почете у индийцев. Пешеходы на дороге ведут себя в принципе точно так же, ничуть не заботясь о том, что вокруг них все передвигается с сумасшедшей скоростью. То есть, на дорогах происходит замысловатое взаимодействие, которое язык не поворачивается назвать «дорожным движением».

Отдельное слово скажем о звучании дорог Индии – постоянный сигнальный гул стоит и днем и ночью. У большей части машин напрочь отсутствуют боковые зеркала, сигнал – это единственный способ как-то показать, что ты хочешь, например, обогнать соседнюю машину. Несмотря на вышеописанную удивительную ситуацию, в Индии практически никогда не увидишь перекошенное от злобы лицо или агрессивное поведение водителя. Все философски спокойны и воспринимают дорожную обстановку как данность. Может, стоит рискнуть, сесть за руль и самому протестировать дороги Индии?