Культурные достопримечательности Венеции

Культурные достопримечательности Венеции. Продолжая свою венецианскую сагу, немножко напомню: жгучий интерес у меня вызывает история Венеции в период 17-18 веков. Этот период — настоящий Золотой век венецианского искусства и культуры, равно как и паломничества гостей в эту европейскую столицу праздников и развлечений.

Литература

Карло ГольдониЭто единственный жанр, который не блистал в созвездии всевозможных видов искусства в Венеции. И то с поправкой: единственный самодостаточный жанр. А если же говорить о литературе, как составной части театральной драматургии — Светлейшей (так называли венецианскую республику) и тут есть чем гордиться.

Два имени прославили итальянскую драматургию того времени: Карло Гольдони — реформатор театра. Получил блестящее юридическое образование, вёл успешную адвокатскую практику, но с детства имея пристрастие к театру, постепенно полностью перешёл к профессиональной деятельности драматурга.

Второе имя: Карло Гоцци. Интересно, что если Гольдони можно назвать реформатором, то Гоцци, говоря современным языком, состоял в оппозиции! Он был приверженцем традиционного венецианского жанра комедия дель арте, считал, что это лучшее, что есть в театральном искусстве Венеции.

По легенде, между этими двумя литераторами однажды состоялся спор, в ходе которого Гоцци взялся написать пьесу-сказку с самым незатейливым сюжетом. Условием спора было то, что пьеса возымеет грандиозный успех у публики.

Надо полагать, что Карло Гоцци спор этот выиграл! Ибо пьеса называлась «Любовь к трём апельсинам» и она дожила до наших дней как основа для всевозможных интерпретаций, а это, согласитесь — уже показатель!

Архитектура

Культурные достопримечательности ВенецииЕсть звёздное имя в архитектуре венецианского барокко — Бальдассаре Лонгена. Одно из самых известных зданий Венеции и уж точно, самое знаменитое творение архитектора — собор Санта-Мария делла Салюте.

Ну, вы историю знаете: 17 век, чума, очередная эпидемия уносит жизни 100000 жителей Светлейшей!!! Чума — очень такой популярный персонаж, недаром на венецианских карнавалах одна из распространенных масок — Доктор Смерть.

Так вот, после окончания этой страшной эпидемии, в городе была построена церковь, посвященная избавлению от болезни. Для фундамента использовали 100000000 деревянных балок, но это так, для сведения. А вот видимая часть поражает своим великолепием и элегантностью одновременно.

Но церковь, а вы догадались, что это и есть собор Санта-Мария делла Салюте — не просто красивая картинка для туристов. Она продолжает оставаться для местных жителей культовым, совершенно особым сооружением. По сей день там ежегодно служат мессу по случаю избавления от чумы.

С этим же великолепным собором связан и один из главных городских праздников Венеции: Феста делла Салюте. Ежегодно 21 ноября от площади Сан Марко прокладывают понтонный мост к собору. И вы можете перейти в этот день Гранд-канал посуху!

Гранд канал — эта парадная главная улица Венеции — сплошь уставлен особняками-палаццо, каждый из которых в большей или меньшей степени — шедевр архитектуры. Обращаем внимание на два из них: Ка’Пезаро и Ка’Реццонико, это также замечательные творения архитектора Лонгена.

Живопись

Боюсь, что этот коротенький раздел не сможет вместить в себя даже простого перечисления имен, которые составили славу Венеции. Выход выберу самый простой: не буду и пытаться перечислять! Назову только пару имен, при этом подчеркиваю, что это мой субъективный выбор.

Франческо ГвардиИ выбор этот таков: Джованни Антонио Каналетто и Франческо Гварди. Оба художника — представители знаменитой венецианской школы ведутистов, но люблю их обоих за совершенно противоположные качества.

Ведута — документально-точный архитектурный пейзаж

Работы Каналетто как раз в полной мере соответствуют этому критерию: документальная точность. Его и люблю за то, что он оставил потомкам практически фотографические изображения Светлейшей. Его поразительно зоркий взгляд и точное, какое-то прямо инженерное воспроизведение деталей демонстрирует надпись на его последнем рисунке:

А вот Франческо Гварди — тот совсем другой. При жизни его талант не особо был замечен. Возможно потому, что его затмевал всё тот же Каналетто — уже признанный глава венецианских ведутистов. А может потому, что Гварди был новатором, я бы сказала, что он — «импрессионист» барокко!

Это удивительно, но художник, работающий в жанре ведуты — а вы уже знаете, что это означает скрупулезную точность — умудрился привнести в свои работы личные впечатления и переживания.

Моё мнение на этот счет таково: Венеция — город прекрасный, но далеко не самый яркий. Она как бы окутана лёгкой дымкой морского воздуха и благородной патиной старины. И как по мне, картины с легкой размытостью в духе импрессионизма гораздо больше соответствуют ей по духу. Вот за это люблю Франческо Гварди.