Издать книгу: взгляд издателя

Вы только что закончили окончательную редакцию вашего романа и чувствуете необыкновенный восторг от содеянного. Вы сделали большое дело и очень рады! Для большого числа писателей этот момент и становится финалом – далее они положат рукопись в ящик своего стола, и больше ничего не произойдет. Другие рискнут и воспользуются возможностями самиздата с помощью Интернета. Но все же остаются те немногие, кто мечтает издать книгу и увидеть на книжных прилавках и грезит о «настоящем» контракте с издательством. Вот им и адресована данная статья.

Прежде всего важно понять, что традиционный путь издания книги достаточно долгий, так что запаситесь терпением, оно вам понадобится. Большинству авторов терпения хватает максимум на шесть месяцев, после чего они теряют надежду издать книгу. Но на самом деле процесс может затянуться на гораздо больший срок.

Итак, вы решили издать книгу. С чего начать? Конечно же с запроса в издательство. Вы должны подобрать список подходящих издательств, собрать их электронные адреса, ознакомиться с требованием каждого к рукописям. И с помощью электронной почты отправить в каждое издательство рукопись и несколько дополнительных файлов. Обычно издательства просят авторов прислать синопсис книги, несколько глав и краткую информацию автора о себе.

Многие авторы смотрят на эти сопроводительные материалы как на необходимое зло, им очень не хочется писать синопсис, выдирать из текста главы, возиться – легче отправить рукопись целиком, мол, что по кускам-то понять можно? Пусть целиком шедевр читают. Но издатели смотрят на этот вопрос совершенно иначе!

Для них ваше сопроводительное письмо – возможность понять, чего же вы на самом деле хотите и что из себя представляете. Часто синопсис рассказывает издателям совершенно не ту историю, которую представляет себе автор, а сопроводительное письмо сигнализирует, что на самом деле автор не готов к серьезной писательской карьере, а отправка рукописи в издательство для него – всего лишь сиюминутный порыв.

Издательский бизнес сейчас стремительно меняется, самиздат и новые технологии, появление электронных книг и Интернет навсегда изменили его. Издать книгу для издательства значит пойти на серьезные финансовые вложения. Но неизменным остается одно – профессиональные издатели всегда будут лучше разбираться в этом бизнесе, чем писатель. Агенты, издатели и редакторы знают, как вырастить писателя, создать для него карьеру. Кстати, зачастую это люди, которые искренне увлекаются литературой и чаще всего являются самыми преданными поклонниками творчества авторов, которых издают.

Сопроводительное письмо – это возможность произвести первое впечатление на агента или редактора, которое закладывает основы сотрудничества, возможно, на долгие годы вперед. Именно на основе этого письма, синопсиса и первых глав редактор решает, читать ли целиком ваше произведение, оценивает его возможный коммерческий успех. На основе текста «о себе» решает, можно ли работать с этим автором, ведь порой очень хорошие тексты пишут совершенно несносные люди, с которыми очень тяжело делать бизнес. А вы ведь понимаете, что издание книг – это бизнес?

Большинство писателей как-то не задумываются об этом, для них писательство – творческий процесс, а все остальное их не волнует. Для них главное издать книгу, любой ценой. А издательство между тем – это команда профессионалов, которая хочет не только доносить замечательные произведения своих авторов до широкой аудитории, но и зарабатывать на этом деньги. И каждая книга для них – это еще один шаг к коммерческому успеху или краху. Писатель же для издателя в данном случае партнер.

Составляя письмо для издательства, обратите внимание, насколько вы вписываетесь в формат выбранной компании. Если издательство специализируется на беллетристике, не стоит предлагать ему научную литературу и наоборот. Благо, сейчас есть огромное количество издательств, работающих в самых разных жанрах.

Отнеситесь серьезно к составлению письма, синопсиса, подбору глав из рукописи, ведь вы должны произвести положительное первое впечатление. Кстати, помните, что редакторы – тоже люди, которые хотят уважения. Не стоит бомбардировать их письмами с требованием скорейшего ответа, а в случае отказа воздержитесь от оскорблений – многие издатели общаются между собой, вам же не нужна дурная слава в мире книгоиздания? Если же редактор прислал вам положительный ответ, но вместе с ним прилагался огромный перечень правок, которые вы должны внести в свой текст, пожалуйста, не начинайте спорить! Положитесь на мнение редактора, он способствовал изданию огромного количества книг, у него есть бесценный опыт, который вам еще предстоит получить. И он на самом деле хочет сделать вашу книгу лучше, он на вашей стороне!